Пусть звучит его музыка

К 145-летию Самуила Майкапара(к 145-летию Самуила Майкапара)

Самуил Моисеевич Майкапар родился 18 декабря 1867 года в Херсоне.

Первые музыкальные впечатления композитора относятся ко времени раннего детства. В семье большое место занимало домашнее музицирование. Хорошо играла на рояле мать Самуила Моисеевича, ее брат был скрипачом-любителем, отец, хоть и не играл на музыкальных инструментах, но всегда глубоко чувствовал музыку. Самуил и его четыре сестры с детства занимались музыкой.

Вскоре семья переехала в Таганрог. Здесь будущий композитор стал обучаться игре на фортепиано у итальянца Гаэтано Молла. После окончания Таганрогской гимназии (в которой учился и великий русский писатель  А. Чехов) в 1885 году Майкапар поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно занимался в консерватории, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Но совместить деятельность юриста с занятиями музыкой оказалось невозможным. Будущий композитор отказывается от юридической карьеры и решает полностью посвятить себя музыке. По окончании консерватории в 1893 году совершенствовался как пианист в Вене под руководством Теодора Лешетицкого. Впечатления от занятий с этим выдающимся пианистом-педагогом, воспитавшим таких корифеев фортепианного искусства, как Артур Шнабель, Игнаций Падеревский, Осип Габрилович, С.Майкапар описал в своей книге воспоминаний «Годы учения». В это время концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Выступал в камерных концертах с профессором Ауэром, квартетом Гржимали.

Уже тогда определилась многосторонняя деятельность Майкапара как композитора, исполнителя, педагога, музыкального писателя. Выходит его книга «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития», в котором он первым в русской музыкально-педагогической литературе поставил вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на музыкальных инструментах.

В начале 1900-х годов С. Майкапар особенно заинтересовался детским музыкальным образованием. Летом 1904 года он стал хлопотать об открытии музыкальной школы в Твери. В городском архиве сохранилась переписка С.Майкапара с тверским начальством. В октябре школа была открыта. К сожалению, школа в Твери проработала недолго. Ситуация в России ухудшалась, и С.Майкапар уезжает в Германию. Там он дает много концертов, в которых звучит и классика (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист), и новая тогда музыка - романсы Гречанинова и Рахманинова, и собственные произведения.

Осенью 1910 года от Александра Глазунова – директора Петербургской консерватории им было получено приглашение вести педагогическую работу. Самуил Моисеевич переезжает в Петербург. Начав работу в качестве преподавателя, уже через два года Майкапар был утвержден старшим преподавателем, а через пять – профессором по классу специального фортепиано. На протяжении двадцати лет он вел педагогическую работу, одновременно выступая в концертах, сочиняя музыку. За время педагогической работы в консерватории ним было выпущено свыше сорока пианистов-педагогов. Уйдя в 1930 году из консерватории, Майкапар посвящает себя исключительно творческой работе. Всю жизнь проводя за роялем и письменным столом, он не уставал трудиться до конца дней.

Елена Вихорь,
зав. научно-просветительским отделом ХОКМ