Праздников Праздник и Торжество есть торжеств

Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7)

Пасха - ХОКМПасха, наверное, самый любимый в народе церковный праздник. Однако история его гораздо древнее Новозаветной церкви и насчитывает более трёх тысяч лет. Песах – так звучит оригинальное название праздника на еврейском и означает «прохождение». До сих пор евреи празднуют Песах в память Исхода евреев из Египта. Целая Ветхозаветная книга «Исход» посвящена самому знаменательному событию в истории богоизбранного еврейского народа – избавлению от египетского рабства. Однако, установление праздника  «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Поэтому и установлен он был еще до исхода евреев из Египта. Согласно книге Исход, Сам Господь приказал евреям приготовить первую пасхальную трапезу из годовалого ягнёнка и стоя с поспешность съесть, а кровью его помазать косяки и перекладины дверей, как ограждающий знак от ангела смерти. Так кровь первого пасхального агнца, помазанная на косяках дверей, оградила евреев от смерти первенцев – последней египетской казни. Поспешно убегая из Египта, евреи не успели приготовить себе пищу и первое время питались пресными лепёшками (Исх. 12: 39). Так сами обстоятельства способствовали повелению Господнему семь дней не есть квасного. Чётко указано в Писании и время празднования: «четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца» (Исх 12: 6, 8). Таким образом, праздник начинался с вечера 14 Нисана с пасхальной трапезы и длился до 21 Нисана включительно. Закреплённое в Писании повеление  «и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное» (Исх. 12: 17) стало духовным нервом Израиля, поскольку предусматривала ежегодное воспоминания особого попечения Божия в деле спасения евреев из рабства. Книга Второзакония определяет не только время, но и место празднования: «но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху» (Втор. 16: 6). Таковым местом сразу по водворении Израиля в Палестине стала Гилгала, а со времени построения первого храма – Иерусалим. Ко времени жизни Иисуса Христа порядок Пасхальной трапезы определился в жесткую последовательность – седер Песах. Порядок молитв, обрядов и вкушения яств состоял из 16 пунктов. В течении трапезы предполагалось благословение над вином, ритуальное омовение рук, разламывание и последующие вкушение опресноков (мацы), ритуальный диалог и торжественный рассказ об истории праздника, пение избранных мест псалмов. Всё это исполнил сам Иисус Христос на своей последней трапезе в пасхальный вечер. Именно в течении пасхального седера Иисусом была установлена Евхаристия – главное таинство Христианства. Событие это православными и католиками вспоминается в Великий четверг на Страстной седмице. Согласно Евангелиям сразу после окончания пасхального ужина Иисус отправился молиться в Гефсиманский сад, где и был взят под стражу и на следующий день казнён.

Пасха - ХОКМЦентральным догматом христианства является факт воскресения Иисуса Христа. Христианское откровение преображает ветхозаветное значения Пасхи, как воспоминания об избавлении от египетского рабства, и придаёт ему значение избавления от рабства греха и освобождения от смерти через воскресение Иисуса Христа. Ветхозаветное убийство ягнёнка для спасения многих воспринимается христианами как образ Истинной жертвы Христа для спасения всех людей. Как кровь первого пасхального агнца избавила евреев от смерти во время последней египетской казни, так кровь невинного Агнца Иисуса Христа избавила всё человечество от вечной смерти. Поэтому христиане празднуют Воскресение Иисуса Христа как истинную Пасху, истинное избавление от рабства смертности.

Первохристианская община состояла исключительно из евреев, которые продолжали соблюдать все отеческие традиции, в том числе и Ветхозаветную Пасху. Однако, для евреев-христиан Пасха соединялась с воспоминанием о Воскресении Иисуса. Уже апостол Павел в послании к христианам Коринфа называет Христа Пасхой и сравнивает духовно очищенных христиан с безквасным хлебом. С этого начинается символическое понимание Пасхи в христианской традиции. Окончательный отказ христиан от обязательного соблюдения всех предписаний еврейской традиции в сер. I ст. положил конец празднованию Ветхозаветной Пасхи в Христианстве. Прервалась эта традиция и в еврейской среде. После разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э. евреи более не могут соблюдать Пасху по предписанию Танаха. Единственным народом, который до сих пор продолжает закалывать пасхального агнца является самаритяне.     Пасха – это самый ранний из всех христианских праздников. О Пасхе говорит Тертуллиан, различая «пасху распятия» и «пасху воскресения». Есть основание предполагать, на основании свидетельств Тертуллиана, Оригена и канонов Ипполита, о существовании предпасхального поста уже в III веке. В православии его называют «Великий пост», длится он 48 дней и является средством к покаянию и духовному приготовлению к Пасхе.

Пасха - ХОКМОсобенностью праздника, которое сразу бросаются в глаза, является его подвижность относительно солнечного календаря. Проблема установления даты празднования Пасхи возникла уже в I- II веке. Коренилась она в том, что в Новом Завете нет указаний на дату Воскресения Христова по солнечному (юлианскому) календарю, поскольку евреи пользовались лунно-солнечным календарём. Поэтому для богослужебных нужд составлялись специальные пасхалии, которые учитывали лунные циклы. Традиции отдельных христианских общин вносили свои особенности: по одной Пасха связывалась с воскресным днём и была, следовательно, праздником подвижным, зависящим от луны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана. К началу IV в. в христианском мире употреблялись три пасхалии (александрийская, римская и сирийская), и каждая из них имела свою дату Пасхи. Точку в трёхсотлетнем споре поставил I Вселенский собор в 325 году. Присутствующий на нём император Константин Великий жаждал видеть красоту церковного единообразия по все империи, поэтому постановлением Собора придал силу закона. Первым же правилом Собора стало установление даты Пасхи по александрийской пасхалии согласно следующей формуле: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия и не должна быть раньше, либо совпасть с иудейской пасхой. В восточной части империи эта пасхалия была принята повсеместно, а Римской церковью в VI веке. Поскольку Юлианский год длиннее астрономического на несколько минут, то постепенно фактическое наступление весеннего равноденствия разошлось с календарным (21 марта), что обусловило календарную реформу папы Григория XIII в 1582 году. С этого времени католики и православные пользуются разными пасхалиями и в 70 % случаев дата Пасхи не совпадает. Восстановив астрономическую справедливость, новая Западная пасхалия регулярно нарушает предписания Никейского собора о недопустимости праздновать христианскую Пасху раньше либо одновременно с иудеями. Так, с 1851 по 1950 гг. римские католики праздновали Пасху раньше иудеев 15 раз. Самый точный из солнечных календарей, новоюлианский, решили ввести православные на Константинопольском соборе в 1923 году. Ныне им пользуется большинство православных церквей. Украинская Православная Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь традиционно продолжают жить по Юлианскому календарю.     Как не старались учёные астрономы, папы и императоры привести весь христианский мир к одной дате празднования Пасхи этого не получилось. Однако всех христиан мира объединяет общая Пасхальная радость приобретения новой жизни благодаря Воскресшему Христу. Приобщиться к этой радости может каждый, если зайдёт в Пасхальную ночь на торжественное богослужение в храм. Там он на разных языках услышит одну старую добрую весть родом из Иерусалима – «Христос Воскрес!».

Яйцо пасхальное. Стекло, роспись. Конец ХІХ в.Потир. ХІХ в. Серебро. Яйцо. Конец ХІХ начало ХХ вв. Дерево, роспись. Подсвечник. Начало ХХ в. Бронза, литье.Сень напристольная. XIX век. Серебро, позолота, чеканка, резьба.

Ланцев К. В.,
научный сотрудник научно-этнографического отдела